Открытые сердца.
Тяжёлый фильм, местами занудный, с открытой концовкой - то есть всё, что я не люблю
Причём, авторы здесь, кроме измены, которую всегда принято осуждать, подняли очень сложную тему - имеет ли право человек заново строить свою жизнь, если у него есть обязательство перед человеком, который оказался недееспособным. И поднять-то подняли, но вот ответить так и не посчитали нужным - типа думайте сами, решайте сами...
И тем не менее фильм меня зацепил. И сильно. Тот редкий случай, когда смотришь на происходящее, пытаешься оценивать поступки и... не получается. К середине фильма я вдруг поняла, что не могу оценивать, не могу осуждать или вставать на чью-то сторону, потому что всё так непросто, и хочется лишь досмотреть и увидеть, чем же всё закончится. Потому что как не прикидываешь, понимаешь, что всё хорошо здесь не будет, но какой-то выход ведь должен быть?
Есть две семьи и из-за нелепого удара - хочется сказать судьбы - у них всё рушится, привычная и понятная жизнь заканчивается. Хотя , наверное, всё же можно назначить здесь виновной Марию, которая была за рулём и сбила человека. Просто потому что "зевнула", отвлеклась на секунду от дороги - и жизнь кучи людей (с учетом детей) понеслась совершенно в другую сторону. И всё равно у меня не хватает духу назначить её девочкой для битья, жалко мне её. И это несмотря на то, что в начале фильма, когда она после аварии справляла день рождения дочери, я мысленно называла её нехорошими словами. Потому что было видно - Мари переживала, но больше за себя, чем за тех, кому разрушила жизнь. Правда, я всё же оправдываю её тем, что на тот момент всё было ещё не до конца понятно с последствиями. В итоге, разрушив чужую семью, она потеряла и свою. Причём, фактически собственными руками толкнув собственного мужа в объятия любовницы. Я реально прочувствовала и её положение, поскольку обстоятельства здорово по ней прошлись катком. Бумеранг, однако.
Я смотрела фильм и всё время пыталась влезть в шкуру каждого персонажа, и чувствовала, что каждому здесь больно. Понятно, что боль и трагедия Йокима здесь не сравнится ни с чьей - по нелепой случайности оказаться бревном на всю жизнь. И если по началу даже раздражало его поведение, его резкость по отношению к Сесилии, то очень быстро стало понятно, что там не только эгоизм и упивание собственными страданиями. Там действительно любовь к ней, к этой потеряшке Сесилии, и желание отпустить её в свободную от себя жизнь, снять с неё все обязательства. И он был уверен, что именно такими грубыми тычками сможет её отвадить от себя.
Сесиль... Вот уж в чьей шкуре хотелось пребывать меньше всего. Потому что я не знаю... Такого, и правда, врагу не пожелаешь. Вроде и ведёт себя так, что порой хочется по шапке дать, ведь чужую семью разрушила, но всё равно - не могу осуждать её, не могу навесить ярлык эгоистки и припечатать "за аморалку". Некоторое послабление ей даётся за то, что не такая уж и крепкая семья была у Марии с Нильсом.
Нильс... Жил себе человек, детей растил, на работу ходил, жену любил... раньше. А сейчас уже больше привычка. Но он выглядит спокойным и не подверженным страстям, что особенно заметно на фоне его приятеля. И возможно, так и дальше бы прожил ещё кучу лет. Но... жена сбила чужого мужа, а его подставила чужой жене в качестве жилетки.
«Ты не можешь получить всё, что хочешь. Тебе придётся выбирать», - это он говорит сыну, когда тот просит подарок ко дню рождения.
Вот и пожалуйста, Нильс, ты тоже не можешь... надо выбирать. даже если не выберут тебя...
По сути там все эгоисты, потому что жизнь показывает, что как дело доходит до тебя, до твоей драмы лично, когда тебя ломает если не от боли, то от чувства вины, душа стремиться уйти от этой боли, выбирая себя, для себя... закон самосохранения оч силён.
Из чужого отзыва хочется принести кусочек, поскольку лучше я не сформулирую:
И некого здесь винить, некого осуждать, незачем давить моралью. Всё старо, как сам мир, всё неоднозначно, как сама жизнь. Снятая в рамках «Догмы 95» картина, неприкрыто реалистична. Нет ни лоска, не отточенности в этом несколько неряшливом документальном взгляде. Аскетичный антураж, пренебрежение декорациями и манера съёмки не создают иллюзию нового мира по ту сторону экрана, они подчёркивают замысел парадигмы – фиксировать привычный мир без прикрас. Никаких ответов, нравоучений, лишь открытый финал: а что же станется завтра?