Фильм посмотрела впервые. Такой... сентиментально-романтически-наивный. Мне он напомнил картины Пиросмани.
История о том, на чём женщина будет летать: на крыльях любви или на метле. Что выберет - нежные стихи о любви недотёпы или "условную" плётку брутального мужчины. Мне кажется, гораздо приятнее варить хинкали тому, кто тебя любит и не обидит грубым словом. Кстати, я не горская женщина, сапоги с мужа стягивала, когда он с наряда приходил, уставший донельзя. И ванну организовывала в доме, где не было горячей воды. С любовью.
Действия разворачиваются на фоне гор, аула и... женщин, вечно носящих в сакли воду. Мне кажется, фильму немного не повезло, потому что авторы пытались пройти по тонкому лезвию ножа между подшучиванием над шариатом - не думаю, что мусульмане так спокойно к этому отнеслись, и лёгкой сатирой на советскую бюрократию. Пройти-то, может, и удалось, но, видимо, кто-то из вышестоящих "не понял", поэтому фильм так редко и демонстрировался.
Я сразу вспомнила про наше путешествие в Дагестан. Кстати, если кому не хватило панорамы, можете пересмотреть фотографии
Гамсутль - так называется заброшенный аул в самом сердце горного Дагестана. Вполне возможно, что съёмки аула делались именно там: характерные улочки, сакли "друг у друга на головах". До середины 20-го века был вполне обитаем и даже с довольно большим количеством населения.
В высокогорном ауле Гуниб мы заходили в местный историко-краеведческий музей. Внутренности сакли - один в один. Посуда, жернова. И... кувшины для носки воды. Экскурсовод специально обратила наше внимание на формы кувшинов. Одни с "шаром" внизу и длинным узким горлышком - девичий кувшин как бы повторяющий форму её стана. По такой форме джигит мог определить незамужнюю и, если понравилась, попросить испить воды - ведь по-другому знакомиться было нельзя. Кроме того, в узкое горлышко вода наливалась медленно, и за это время девушку могли как следует рассмотреть. Другой кувшин - с "шаром" посередине и широким горлом говорил о статусе замужней. Да и в широкое горло вода наливалась быстрее, напоминая о том, что замужней некогда лясы точить. Эти медные! кувшины передавались из поколения в поколение.
Мне дали попробовать один поднять. Девочки!!! Я чуть не упала! Он был почти в половину моего роста и весил - пустой! - кг10. А ещё туда литров 10-15 воды наливалось. Да если бы я по пять раз в день таскала бы такое, поднявшего на меня руку, убила бы одним ударом.
Вот смотрела я на Хеву и думала - такая ли уж она забитая: гордая, молчаливая, не знавшая других порядков, но вполне способная на бунт. Кстати, я не сразу сообразила, что её играет Васильева - настолько та вписалась в роль.
Отдельно хочу сказать об авторе повести "Ожерелье для моей Серминаз'', по которой и снят фильм, Ахмедхане Абу-Бакаре. Он даргинец (вообще - в Дагестане столько народностей, что пальцев не хватит персчитать) с любовью пишет о своих героях, быте, обычаях. Помню потрясающую книгу детства, зачтанную почти до дыр - "Сказки дедушки Хабибуллы". Ой, если найдёте - почитайте: не пожалеете.
И ещё хочу сказать нечто печальное - жителям очень высокогорных поселений противопоказано переселяться в долины. Из-за разреженного воздуха у них объём лёгких больше, чем у жителей низин. При переселении вниз лёгкие перестают правильно работать со всеми вытекающими. Так что дело тут, наверное, не только в почитании предков.
Очень понравилась игра актёров - все были на высоте. Режиссёрская работа тоже хороша - с минимальным количеством средств создать столь колоритное зрелище - это надо иметь талант.
Спасибо Фионе и за фильм, и за приятные напоминания об отпуске.
Не знаю, буду ли пересматривать - вполне возможно. Как и рекомендовать. В наше неспокойное время - отдых для души. 8/10.