Как же выживали почти полмиллиона безруких и безногих после войны ?
(дом инвалидов на Валааме физически не мог вместить одновременно больше одной тысячи человек, примечание автора).
Некоторые вернулись домой, где их ждали и любили, приняли даже таких, кроме того, они сами нашли в себе силы адаптироваться к новой жизни. Но таких везунчиков было не больше половины.
Но речь не о них, а о тех кому и возвращаться было некуда, жилье уничтожено, семья погибла или потерялась в годы войны. О тех, от кого отказались жены, не пустили домой. О тех, что сами не захотели домой возвращаться, чтобы не стать обузой. О тех, что хоть и вернулись домой, но жили трудно, конфликтовали с женами или родителями, не могли социально адаптироваться к новой жизни. Резервы человеческой психики различны. И почти все они пили, пили, пили. Чтобы забыться, чтобы хоть на миг вырваться из реальности. Пособия быстро пропивались, а выпить снова хотелось. Поэтому большинство инвалидов быстро опускалось вниз по социальной лестнице, побиралось, нищенствовало, в основном в людных местах: на вокзалах, рынках, в общественном транспорте, у кинотеатров и т.д.. Общалось с себе подобными, занималось спекуляцией, сбивалось в банды, деньги часто буквально вымогали, приставая к прохожим, угрожали, порой ножами, воровали. То есть быстро шла криминализация инвалидного сообщества. Тех же "самоваров" родственники, а порой чужие люди вывозили на рынки, вокзалы, выставляли на обозрение, так как их сильно жалели, а значит щедро давали милостыню. К концу 40-х годов все это переросло в большую проблему для страны.
И решить данную проблему можно было одним путем - социализировать безруких и безногих. А это было возможно только поместив их в дома инвалидов. Но подобных учреждений после ВОВ тотально не хватало. Ведь даже на Урале и в Сибири домов инвалидов было недостаточно. Хоть на Урале и в Сибири проблему калек начали решать с 1943 года, в разгар войны, направляли безруких и безногих в дома инвалидов, открывали дополнительные подобные учреждения после 1945 года по мере возможности. Что уж говорить о тех регионах, где прошла война. Многие безрукие и безногие мечтали попасть в дома инвалидов, так как это был единственный для них выход, если они хотели жить. Там кормили, лечили, ухаживали за ними, но чаще свободных мест не было. А если туда брали несчастных, то в первую очередь тех, у кого жилье было разрушено в период ВОВ, кто не имел родственников, кому негде было жить. Такие сразу из госпиталей поступали в дома инвалидов. Но большинство попасть в дома инвалидов не могло, даже если хотело. Вот доказательства.
Из данного доклада очевидно, что не было свободных мест в домах инвалидов, что мест хронически не хватало. Так как могли всех инвалидов одновременно вывезти из всех больших городов, куда ? Кроме того, из доклада следует, что до начала 1954 года никаких насильственных мер по содержанию калек в домах инвалидов не принималось. Не было закона. Все делалось добровольно. Через собес. Чтобы попасть в дом инвалидов, надо было написать заявление на рассмотрение комиссии. Затем собес проверял ваши жизненные условия и лишь потом немногим давал путевку в дом инвалидов по мере возможности.
Тогда и начали строить новые дома инвалидов, а также изыскивать возможности открыть подобные учреждения в уже имеющемся жилом фонде. Но ведь в больших городах людей на улицу не выселишь, кроме того сотни тысяч в каждом большом городе нуждались в улучшении жилья. Поэтому стали искать там, где жилье есть, но пустует. И обратили внимание на монастыри, благо уже был большой опыт по открытию домов инвалидов в бывших монастырях. В частности знаменитый Горицкий дом инвалидов в монастыре в Вологодской области функционировал всю ВОВ и после нее. Почему монастыри стали домами инвалидов? Из-за своей огромной территории. Где еще в сжатые сроки разместишь такое большое число людей ?
Вот поэтому был в 1950 году был открыт дом инвалидов на Валааме, в здании Зимней гостиницы и в монастырских постройках, скитах в 2-3 этажа, в которых прежде жили монахи, фото скитов ниже. Не для того, чтобы изолировать, спрятать от людских глаз несчастных инвалидов войны, а просто выхода иного не было. Кроме того, потерявших руки и ноги в ходе ВОВ, на Валааме было не больше половины пациентов, остальные престарелые, а также ставшие инвалидами в результате несчастных случаев, в том числе и бывшие заключенные. Всех их не «вылавливали» на улицах, а привозили на Валаам из «домов инвалидов малой наполняемости», уже существовавших в Карелии – «Рюттю», «Ламберо», «Святоозеро», «Томицы», «Бараний берег», «Муромское», «Монте-Саари». Различные сопроводительные документы из этих домов сохранились в личных делах инвалидов. Из документов следует, что очень часто это были уроженцы Петрозаводска, Олонецкого, Питкярантского, Пряжинского и других районов Карелии. Из больших городов на Валаам отправляли немногих. На фото ниже один из корпусов дома инвалидов на Валааме. Конец 50-х годов.
На 20 ноября 1950 год в доме инвалидов находилось 904 человека. Инвалиды, их называли "обслуживаемыми", были размещены в зданиях, которые ранее принадлежали монастырю. С 1942 года по 1944 год, при финнах, в монастыре жили иноки. На 28 июля 1950 г. на острове было трудоустроено 50 инвалидов. Как показывают документы, основной задачей было дать инвалиду профессию, чтобы реабилитировать для нормальной жизни. Например, с Валаама направляли на курсы счетоводов и сапожников – безногие инвалиды могли вполне это освоить. Обучение на сапожников было и в «Ламберо». Работать ветеранам 3-й группы было обязательно, 2-й группы – в зависимости от характера травм. Во время учёбы с пенсии, выдаваемой по инвалидности, удерживалось 50% в пользу государства.
В доме инвалидов на Валааме была большая «текучка» – одних туда привозили, других увозили, редко кто задерживался. Это следует из архивов. Фотокопии архивов, более двухсот штук выложены в Интернете. Их легко найти ( Тэги: альбом "Документы Валаама"). Многие инвалиды войны женились на медсестрах и санитарках, что их обслуживали и уезжали, некоторых находили родственники и забирали домой, третьи полностью реабилитировались, переставали пить, получали профессию и возвращались в семью. Никого насильно не держали. Не стану тут выкладывать длинный список доказательств всего этого, так как статья и так слишком большая. Кроме того, инвалидам ВОВ разрешали поездки за пределы острова. Есть в архиве заявление от инвалида войны 2 группы Качалова В.Н., что во время поездки в Петрозаводск продал (пропил) свои вещи: пиджак, брюки, рубашки, тужурку, простыни и т.д. и пишет: "Прошу вас меня простить и в дальнейшем прошу простить. Даю инспектору по трудоустройству слово в письменном виде, что больше этого не допущу и прошу вас выдать мне костюм шерстяной как выдавали инвалидам войны. К сему: Качалов. 3/X–1952".
То есть выезд с острова был свободный. Это подтверждают и свидетельницы, у которых взял интервью в 2003 году исследователь истории Валаама Семенов В.В. Свидетельница, она работала заведующей столовой: "Некоторые без разрешения на материк ездили - садятся на пароход и едут в Сортавала. Там напьются и валяются. А милиции что делать? К нам и отправляет обратно..." Свид-ца.: "У нас магазин был, там водку и пиво продавали. Как напьются, так и начинают хулиганить". Семенов: "А откуда у них деньги?" Свид-ца: " Во- первых, они от государства получали, по инвалидности, во вторых- они ягод, грибов набирали, на Красном скиту продавали , в магазине водку покупали и пили". Семенов: "А что, не было ограничений ? Водку они могли свободно купить?" Свид-ца: " Конечно, свободно!".
То есть не все инвалиды ВОВ на Валааме были способны социализироваться. Некоторые спившись, став алкоголиками, ими и остались. Хоть оторванность от привычной среды, от городов многим пошла на пользу. Но не всем. Уверен, что удаленность домов инвалидов от городов власть в конце 40-х годов, наверняка учитывала, когда создавала дома инвалидов в северных монастырях. Она четко понимала, что если не вырвать спившихся инвалидов ВОВ из привычной среды, не увезти их далеко, то они не смогут социализироваться, продолжат пить, будут сбегать из дома инвалидов к своим дружкам и продолжат вести антисоциальный образ жизни. Со всеми вытекающими последствиями, в том числе и с криминалом.
Кстати, свидетельницы подтвердили, что у половины пациентов дома инвалидов были родственники, с которыми инвалиды переписывались. Некоторые из родственников, обычно матери, жили на Валааме или часто приезжали, помогали ухаживать за своими сыновьями. За теми, кто не мог вставать и ходить. Сидели с ними ночами. Ведь большинство инвалидов на Валааме было из Карелии. И статус у данного дома инвалидов был не всесоюзный, а Карело-Финской ССР.
В доме инвалидов функционировало: три бани, прачечная, контора, амбулатория, парикмахерская, кладовая, библиотека и читальный зал, красный уголок, сапожная мастерская, две швейные мастерские, четыре кухни и столовые. Было два своих мотобота. В начале 1957 года на 856 инвалидов было 218 человек обслуживающего персонала. Из них 4 врача, 2 фельдшера, 9 медсестер и 76 санитарок.
Из предоставленных архивных материалов видно, видно, что жили инвалиды на Валааме достойно, попадали туда добровольно и могли без проблем покинуть остров.